19:48 За что французский комик попал в опалу | |
Существует много способов стать знаменитым. Одни идут в шоу-бизнес, другие становятся политиками, кто-то находит себя в большом спорте, а кто-то — в литературе. Французский комик Дьедонне Мбала Мбала выбрал свой путь — он стал антисемитом. Антисемитом Дьедонне, чье имя можно перевести как «Божий дар», был не всегда. На заре своей артистической карьеры в начале 1990-х он выступал в паре со своим другом детства Эли Семуном, выходцем из семьи марокканских евреев. Вместе они обличали французский истеблишмент, который, как они считали, попирал права арабов, чернокожих и представителей других меньшинств. «В самом начале мы с Дьедонне были самым настоящим символом антирасизма, — поделился недавно воспоминаниями Семун. — Порой я даже забывал, кто из нас еврей, а кто негр». Сам Мбала Мбала в те годы называл себя чернокожим, который «не собирается исполнять калипсо с бананом в ж***». Плодотворное сотрудничество закончилось в 1997 году: как вспоминает Семун, его напарнику окончательно отказали вкус и чувство меры. Однако первые шаги по пути антисемитизма Дьедонне (на сцене он был известен только по имени) начал делать лишь несколько лет спустя. В 2002 году комик решил попробовать себя в роли кандидата в президенты Франции. На тот момент у Дьедонне уже был некоторый опыт политической борьбы: пятью годами ранее он выдвигал свою кандидатуру на выборах в парламент, но потерпел неудачу. На этот раз ставки были куда выше, и пресса не могла не обратить на артиста внимания. С этого момента известность Дьедонне росла не по дням, а по часам. С самого начала комик утверждал, что никакого антисемитизма не существует — просто потому, что не существует самих евреев. «По-моему, евреи — это секта, фикция», — признался Дьедонне в 2002 году в предвыборном интервью журналу Lyon Capitale. Впрочем, «несуществующей» нации от артиста все равно досталось: «Расизм придумал Авраам. Так называемый “избранный народ” — вот вам исток расизма». Дьедонне говорил, что не понимает, как так получилось, что евреям достались и извинения за преступления режима Виши, и денежные компенсации, в то время как чернокожим и арабам — ничего. И это при том, подчеркивал комик-политик, что Франция сначала эксплуатировала ресурсы и народы своих африканских колоний, занималась работорговлей, а потом устроила кровавую войну в Алжире. С каждым годом выходки Дьедонне становились все более вызывающими. В 2003 году, появившись в эфире ток-шоу переодетым в еврейского поселенца — ультраортодокса, комик вскинул руку в нацистском приветствии и выкрикнул «Изрхайль!». Сам он утверждал, что произнес всего лишь «Израиль». В 2005 году Дьедонне вызвал грандиозный скандал, использовав словосочетание «порнография памяти» в связи с темой Холокоста. Впоследствии он объяснял, что имел в виду вовсе не сам Холокост, а мероприятия в память о погибших евреях. Однако это не помешало ему назвать Совет еврейских организаций Франции (CRIF) «мафией, которая крутит всей Французской республикой». Благодаря своим выступлениям уже в середине 2000-х Дьедонне заработал репутацию матерого скандалиста-антисемита. Однако сам он это звание принимать категорически отказывался. По словам артиста, все его нападки адресованы вовсе не евреям, а сионистам, которые извратили сущность французского государства, подчинив его деятельность своим интересам. Именно сионисты, как считает комик, увидев в нем злейшего врага, натравили на него подчиненные им СМИ. «Сионизм лишает человечество единства. Его адепты пытаются заставить нас драться друг с другом. Это они начали все войны, это из-за них на планете творится полный беспорядок», — обличал Дьедонне своих оппонентов в интервью иранскому телеканалу Press TV. В 2010 году Мбала Мбала обзавелся чем-то вроде собственного гимна. За основу он взял безобидную детскую песенку «Горячее какао» (Chaud cacao), которую в 1970-х исполняла бельгийка Анни Корди. Свое творение Дьедонне назвал «Шоа-нанас» (Shoah-Nanas), что приблизительно можно перевести как «Холокост-ананас» (от Shoah — «холокост» на иврите и по-английски) и что отсылает, в свою очередь, к названию оригинальной песни, которое произносится как «Шокакао». Комик объяснил выбор слова «ананас» так: «Чтобы привнести элемент экзотики — ведь я и сам не без экзотики». Среди прочего в песне присутствуют такие слова: «Дорогой ананас, я никогда тебя не забуду. Ты столько страдал. И за все, что ты перенес, мы дадим тебе компенсации. Ты получишь солнечную страну и миллионы долларов за миллионы депортированных ананасов». За время своей карьеры Дьедонне много раз подвергался штрафам за оскорбление евреев — один из них был выписан как раз за «Холокост-ананас». В 2012 году организаторы Каннского кинофестиваля отменили показ картины Дьедонне «Антисемит», снятой на иранские деньги (фильм в итоге запретили на всей территории Франции). Однако комик продолжал гнуть свою линию, обвиняя евреев во всех грехах. Ролики Дьедонне на YouTube стабильно набирают по несколько миллионов просмотров, число лайков на его странице в Facebook перевалило за 670 тысяч (для сравнения, страницу президента Франции Франсуа Олланда лайкнули 437 тысяч раз). Не остались без внимания и живые выступления артиста — большинство концертов Дьедонне собирают аншлаг. При этом популярностью комик пользуется у двух абсолютно противоположных лагерей — озлобленных на французское общество арабов и чернокожих, с одной стороны, и ультраправых националистов, с другой. Сам Дьедонне не скрывает своих симпатий ни к тем, ни к другим. Более того, в числе его близких друзей — Жан-Мари Ле Пен, основатель Национального фронта, который еще в 1990-е годы не раз становился мишенью дуэта Дьедонне-Семун за свои расистские и антисемитские убеждения. Еще больше скандальности Дьедонне добавил введенный им в обиход жест, внешне похожий на нацистское приветствие и получивший известность под названием «кнель» (quenelle). Его происхождение довольно туманно: одни утверждают, что жест придумал сам артист; другие настаивают, что французы используют его уже давно. Не совсем ясно и то, почему этот жест получил название в честь популярного во Франции рыбного блюда в виде большого пельменя. Согласно самой распространенной версии, виной всему фраза Дьедонне о том, что он хотел бы «засунуть кнель в зад сионистам». Желающий продемонстрировать «кнель» должен вытянуть одну руку и направить ее под углом вниз, как если бы он указывал всей кистью на что-то лежащее в отдалении, а другую — согнуть и приложить к противоположному плечу. Сам Дьедонне утверждает, что никакого нацистского подтекста в «кнеле» нет и в помине: его истинное значение — выражение презрения к французскому истеблишменту. Между тем в интернете появляется все больше снимков, на которых этот жест демонстрируется в местах, значимых для евреев — рядом с синагогами, перед берлинским мемориалом Холокоста, на территории концлагеря в Освенциме и так далее. В Англии произошел настоящий скандал, когда жест использовал игрок футбольного клуба «Вест Бромвич» Николя Анелька. Действия француза показались оскорбительными главному спонсору команды — бизнесмену еврейского происхождения Алексу Честерману. Он уже потребовал исключить Анелька из клуба, пригрозив в противном случае лишить «Вест Бромвич» финансовой поддержки. Сейчас дела у Дьедонне идут неважно. Из-за очередной выходки в декабре 2013 года французские власти запретили его новую программу, с которой он собирался объехать всю страну. Окончательное решение принимал Государственный совет (выполняет функции высшего административного суда), который не убедили доводы о нарушении права комика на свободу слова. Поддержать своего кумира Анелька, попавшего в трудную ситуацию из-за неосторожного жеста, у артиста тоже не вышло из-за запрета на въезд в Великобританию. В довершение всего против Дьедонне начато уголовное расследование по подозрению в мошенничестве и отмывании денег. Впрочем, опытного скандалиста такая ситуация вряд ли расстроит. Скорее напротив — за последние пару месяцев имя Дьедонне стало известно во всем мире. А что еще нужно эксцентричному артисту, главный метод которого — провокация? Источник: lenta.ru | |
|
Всего комментариев: 0 | |